Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Городская феерия. Закулисье

В феврале 2020 года в Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась выставка «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века» . Для всех, кто не успел стать посетителем выставки из-за пандемии, и для тех, кто хочет узнать больше об искусстве рекламы на рубеже XIX—XX веков, — новый цикл «Городская феерия. Закулисье».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В коротких видео создатели выставки рассказывают о самых интересных экспонатах. Зрители узнают, как создавалась экспозиция, по какому принципу отбирались плакаты и документы, смогут в мельчайших подробностях рассмотреть самые интересные афиши и полистать книги.

Первая лекция. О плакатах из собрания РГБ

В первом ролике заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова рассказывает о европейских художниках, работавших над плакатом в конце XIX века. Выставка художественных афиш (а именно так тогда назывался плакат) впервые прошла в 1897 году в Петербурге. В экспозиции национальные школы плаката были представлены такими мастерами, как Жюль Шере, Теофиль-Александр Стейнлен, Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха и другие. Их работы оказали серьёзное влияние на работу художников-плакатистов Российской империи.

Книги из ролика:

Международная выставка афиш: каталог / Императорское Общество Поощрения Художеств Санкт-Петербург: [Типолит. Р. Голике], 1897.

Оцифрованные версии в открытом доступе: Часть 1 , Часть 2

Дополнительное чтение:

Глинтерник, Элеонора Михайловна. Реклама в России XVIII — первой половины XX века: опыт иллюстрированных очерков: [альбом] / Элеонора Глинтерник; [худож. Е. П. Гаврилов]. — Санкт-Петербург: АВРОРА, 2007. Открыть электронную версию

Ученова, Виктория Васильевна. История рекламы [Текст] = History of advertising : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Реклама» : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В. В. Ученова, Н. В. Старых. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ, 2012. Открыть электронную версию

С. А. Муртазина, В. В. Хамматова. История графического дизайна и рекламы [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Муртазина, В. В. Хамматова; М-во образования и науки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Казанский нац. исслед. технологический ун-т». — Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. Открыть электронную версию


Вторая лекция. О плакатах из собрания РГБ

Второй видеоролик цикла «Городская феерия. Закулисье» посвящён афишам. Заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова рассказывает о том, что такое афиша, чем она отличается от плаката, показывает, какими были афиши в начале и середине XIX века. Среди афиш — «Чрезвычайное представление учёных блох из Лондона...», «Французы в Египте или взятие штурмом города Каира...», «Олимпийский цирк в пользу пятилетнего Ивана Гертнера», «Ночные блины» и другие.

XIX столетие — инженерный век, время ангажементов, дивертисментов, гастролей и представлений, время зарождения индустрии развлечений. Анонсирование событий становится необходимостью. Гостей интересовали тема представления, звездные участники, стоимость билетов, сюжет и пр. Это нужно было понятно описать, дать адрес и время мероприятия. Нередко публика была двуязычной, и тогда информацию печатали на двух языках, например, на русском и французском — для высоких гостей. Печатали афиши так же, как титульные листы, поэтому они, в большинстве случаев, чёрно-белые. Когда нашёлся способ печатать большие листы афиш в цвете — хромолитография — появились плакаты: яркие рекламные изображения, почти без текста.

Материалы из ролика:

В ролике показано несколько афиш, среди них:

  • Французы в Египте или взятие штурмом города Каира... [Афиша]. — [Б. м.] : [б. и.], 1840
  • Олимпийский цирк г. Турниера... [Афиша]. — С. П. Б.: [б. и.], 1825
  • Олимпийский цирк в пользу пятилетнего Ивана Гертнера... [Афиша]. — [Б. м.] : [б. и.], [183-?]
  • Флорентийский лев или достопамятное приключение материнской любви... [Афиша]. — [Вильно?] : в Типографии Зымеля, 1834
  • Чрезвычайное представление ученых блох из Лондона.... [Афиша]. — Wilno : W Typografii Gubernskiego Rzadu, [183-?]
  • Ночные блины: [плакат] Киев: Лит.«Прогресс», [190-?]

Дополнительное чтение:

Монашерова, Инна Эдуардовна. Художественные особенности афиши стран Запада конца XIX — начала XX веков: проблемы стилевого развития: диссертация кандидата искусствоведения [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С. Г. Строганова]. — Москва, 2019. Открыть электронную версию

Березовая, Лидия Григорьевна. История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра» : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности — Реклама (ОПД. Ф.11) / Л. Г. Березовая. — Москва: Изд-во Ипполитова, 2008. Открыть электронную версию

Кузнецов, Евгений Михайлович. Цирк: происхождение, развитие, перспективы / Евгений Кузнецов. — Москва: Academia ; Ленинград: Academia, 1931. Открыть электронную версию

Льдов, Константин Николаевич. Вечер в цирке: Веселое представление наездников, клоунов и акробатов в подвиж. картинах / Текст К. Н. Льдова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург; Москва: т-во М. О. Вольф, ценз. 1898. Открыть электронную версию


Третья лекция. О ранних плакатах и о том, почему они останавливали на ходу

Эта серия о том, как технологии делают мир ярче. Хромолитография навсегда изменила нашу жизнь, показала новые горизонты наших желаний. С её появлением в жизнь вошли огромные листы цветной печати с яркими, броскими образами. Вдохновляющие изображения предлагали шоколад, конфеты, алкоголь, чай, спорт, кино... Так открылась новая эпоха, когда реклама стала «двигателем торговли» и постепенно изменила нашу визуальную культуру.

Третий видеоролик цикла «Городская феерия. Закулисье» посвящён художественным афишам. Именно так назывались тогда плакаты. По сравнению с чёрно-белыми рекламными плакатами, созданными до появления хромолитографии, они были значительно более сложными — и по технике печати, и по средствам выразительности. Большие цветные, яркие, реалистичные и очень большие. Это выглядело революционно. Заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова рассказывает о том, что такое художественная афиша конца XIX века и как она устроена.

Дополнительное чтение:

Плакат немого кино в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. 1914—1919 [Текст] : альбом-каталог / Государственный музей истории Санкт-Петербурга; [автор-составитель: М. Терехова]. — Санкт-Петербург: ГМИ СПб, 2018 Открыть электронную версию

Бабурина, Нина Ивановна. Плакат немого кино. Россия, 1900-1930 / Н. И. Бабурина. — Москва: АРТ-РОДНИК, 2001. Открыть электронную версию

Корецкий, Виктор Борисович (1909—1998). Заметки плакатиста [Текст] / В. Корецкий. — Москва: Советский художник, 1958. Открыть электронную версию

Бутник-Сиверский, Борис Степанович (1901—1983). Советский плакат эпохи гражданской войны, 1918—1921 [Текст] / Б. С. Бутник-Сиверский. — Москва: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1960. Открыть электронную версию


Четвёртая лекция. О том, как хранятся плакаты в РГБ

В основном книжном хранении Российской государственной библиотеки 19 ярусов. Один из них занимает коллекция плакатов, которых на сегодняшний день в фондах около четырёх тысяч. О том, как приспособлено хранение к этому нестандартному формату, как в библиотеку приходят плакаты, как сотрудники заботятся о том, чтобы их сберечь, рассказывает заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова.


Пятая лекция. О работе реставратора в РГБ

В пятой лекции реставратор отдела изоизданий РГБ Екатерина Аракчеева знакомит со своей профессией.

В Российской государственной библиотеке есть отдельные реставрационные мастерские, но в отделе изоизданий реставраторы работают непосредственно на месте хранения книг. Один из таких специалистов — Екатерина Аракчеева. Уже много лет она ежедневно спасает раритетные издания. Специализируясь на реставрации и изготовлении переплётов, она также работает с плакатами и другими листовыми материалами.

В этой серии мы приглашаем зрителей заглянуть за кулисы реставрации, в мир, обычно скрытый от посторонних глаз.

Дополнительное чтение:

Джонсон, А. Практическое руководство по переплётному делу: [Пер. с англ.] / А. Джонсон. — М. : Книга, 1989
Хранение: FB 2 89-7/260

Консервация и реставрация книг: (Метод. рекомендации) / Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит., [Отд. гигиены и реставрации кн.; Составитель С. П. Булавкина и др.]. — М. : ВГБИЛ, 1980. — 108 с. : ил.; 21 см.
Хранение: FB B 81-5/376

Средневековый книжный переплёт: история, материалы и техника, принципы реставрации: учеб. пособие. — Москва: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2005

Реставрация документа: консерватизм и инновации = Document restoration: conservatism and innovation : сборник статей / Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная библиотека; [составитель Кащеев А. А.]. — Москва: Пашков дом, 2019.


Шестая лекция. Об особенностях реставрации листовых материалов

В пятой лекции реставратор отдела изоизданий РГБ Екатерина Аракчеева рассказывает об особенностях реставрации листовых материалов — плакатов, афиш, лубков.

Реставрация повреждённых плакатов заключается в скреплении разрывов, расправлении и укреплении уголков листа, восполнении его утраченных частей. При выполнении реставрационных работ необходимо точно соблюдать правила и последовательность действий. Для восполнения утраченных частей листа важно тщательно подобрать реставрационную бумагу, аналогичную или близкую по толщине, структуре и цвету бумаге повреждённого листа.

Дополнительное чтение:

Мансуров, Алексей Алексеевич. Техника музейного дела / А. А. Мансуров. — Москва: Тип. Гос. центрального музея народоведения, 1931-.1: Учёт и хранение коллекций. — 1931
Открыть в электронной библиотеке
Хранение: FB W 39/636;
Хранение: FB Я 110/281;
Хранение: FB Рб 45/614

Столяров, Юрий Николаевич. Как сохранить библиотечный фонд: (Секреты старого книгохранителя) : Учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Столяров. — Москва: Профиздат: Изд-во МГУКИ, 2001. — 254 с. : ил.
Открыть в электронной библиотеке
Хранение: FB 3 01-21/203-5;
Хранение: CSB 38Бб;
Хранение: MK МК М. I / 8.25;
Хранение: ABBK 02


Седьмая лекция. Об описании сохранности и этапах реставрации

В седьмой лекции реставратор отдела изоизданий РГБ Екатерна Аракчеева рассказывает, что такое описание сохранности, знакомит зрителя с этапами реставрации плаката, показывает материалы, используемые для этих целей.

Вопреки распространённому мнению, реставраторы занимаются не только восстановлением текстовых книг, но и реставрацией графики. Плакаты, гравюры, лубки требуют сложных ремонтных работ, и здесь есть свои нюансы.

Описание сохранности

До начала реставрации важно понимать, в каком состоянии находится плакат и что послужило причиной повреждения. Для этого мастер изучает графику, проводит ряд проб — например, на стойкость красочного и печатного слоёв к воздействию влаги. Результатом изучения повреждений является техническое задание с перечнем проблем и указанием путей их решения.


Один из плакатов, экспонированных на выставке «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века» .
Большой благотворительный базар кукол. Плакат. Художник Л. Бакст
Хромо-лит. И. Кадушина, С.-Петербург, 1899
Из фондов РГБ

Реставрация

Основное направление работы по восстановлению плаката может включать десятки процедур. Удаление пыли, клея и любых пятен, избавление от желтизны, просушка, тонирование, укрепление основы и красочного слоя, прессование, склейка разрывов, восполнение утрат — этот список можно продолжать ещё долго.


Дополнительное чтение:

Чернина, Е. С. Сохранить на века: (очерк развития науч. консервации док. в России) / Е. С. Чернина; Российская нац. б-ка, Федеральный центр консервации библ. фондов. — Санкт-Петербург: Российская нац. б-ка, 2006. — 143 с.; 21 см.; ISBN 5-8192-0267-8
Российская Федерация — Учебное пособие
Хранение: FB 2 06-43/252;
Хранение: KB 025.83 Ч-49;

Реставрационные материалы [Текст] : курс лекций / Т. С. Федосеева [и др.] ; Министерство культуры Российской Федерации, Государственный научно-исследовательский институт реставрации. — Москва: Индрик, 2016. — 231 с.; ISBN 978-5-91674-421-7 (Электронный ресурс)


Восьмая лекция. Об российском плакате 1910—1919 годов

В восьмой мини-лекции из цикла «Городская феерия. Закулисье» хранитель фонда плаката РГБ Екатерина Михалкина рассказывает о российском плакате 1910—1919 годов.

Кинематограф пришёл в Российскую империю в 1896 году вместе с фильмами братьев Люмьер. До 1908 года в стране господствовали фильмы иностранного производства. Кинематограф стремительно развивался, совершенствовалась инфраструктура, связанная с предъявлением этого новшества публике, — система проката и система рекламы.

Существенное увеличение отечественного кинопроизводства и его выход на новый качественный уровень произошли в середине 1910-х годов. В значительной степени «прорыв» русского кинематографа связан с событиями Первой мировой войны, уже в начале которой появились большие трудности с поступлением на русский кинорынок зарубежных новинок. Но при этом именно в период Первой мировой войны было создано наибольшее количество отечественных дореволюционных киноплакатов. Это очень непродолжительный, но яркий период развития киноплаката.


Два плаката, экспонированных на выставке «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века» .
Слева: Плакат П. Ассатурова «Стенька Разин», 1908. Открыть в НЭБ
Справа: Плакат «Король Парижа», 1917. Открыть в НЭБ

В этот период доминировали два типа рекламы: информативный плакат в технике цинкографии с несколькими кадрами из фильма и художественная афиша в технике хромолитографии с одним изображением, основанным на кадре или образе.

Шрифтовая афиша была наполнена очень подробной, порой избыточной информацией о фильме: пересказ глав и частей киноленты с их названиями, хронометраж картины в метрах. Причём в основном это были короткометражные фильмы, средняя продолжительность которых составляла 30—40 минут. Эти плакаты служили рекламой не только для зрителей, но и для прокатчиков. В художественной же афише на первый план выходит мастерство художника и созданный им образ.

Многие из фильмов тех лет не сохранились. Киноплакат помогает нам составить представление о них благодаря обширной информации или образу, созданному художником.


Дополнительное чтение:

Бабурина, Н. И. Плакат немого кино. Россия, 1900 1930. — Москва: АРТ-РОДНИК, 2001

Городская феерия: русский плакат XIX — начала XX века. — Москва: Гелиос, 2020

Киноплакат: из собрания Русского музея. — Санкт-Петербург: Palace Editions, 2014

Плакат немого кино в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. 1914 1919. — Санкт-Петербург: ГМИ СПб, 2018

Ранний русский киноплакат, 1908 1919: из собрания Российской национальной библиотеки. — Санкт-Петербург: Российская нац. б-ка, 2019


Девятая лекция. О художниках раннего киноплаката

В девятой мини-лекции из цикла «Городская феерия. Закулисье» хранитель фонда плаката РГБ Екатерина Михалкина рассказывает о художниках раннего киноплаката.

О художниках раннего киноплаката до нас дошло мало информации. Многие из работ не имеют сведений о художнике или подписаны не расшифрованной монограммой (инициалами). Три наиболее значительных художника киноплаката этого времени, работы которых нам известны — это Пётр Житков, Михаил Кальмансон и Георгий Алексеев.

О жизни и творчестве Петра Житкова почти ничего не известно. Для его работ характерно тяготение к монохромности. Чёрно-белые плакаты максимально приближены к эстетике кинематографа этого времени.

Михаил Сергеевич Кальмансон владел собственной мастерской и часто создавал киноплакаты по собственным рисункам. Его работы отличаются яркими красками и выразительными образами.


Два плаката, экспонированных на выставке «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала XX века» .
Слева: Плакат М. Вернера и М. Кальмансона «Столичный яд», 1910-е. Смотреть в Электронной библиотеке
Справа: Плакат Г. Алексеева «Сильный человек», 1917. Смотреть в Электронной библиотеке

Георгий Дмитриевич Алексеев — известный скульптор и график. В основном работал в политическом плакате, но создал и несколько киноплакатов для французской фирмы Gaumont. Его работы несколько карикатурны и гротескны, образы привлекают экспрессивностью.

На выставке городская феерия были представлены киноплакаты к наиболее значимым фильмам эпохи. Это были киноленты наиболее известных режиссёров, таких как Евгений Бауэр, Владислав Старевич и Яков Протазанов. На многих плакатах мы могли видеть портреты таких знаменитых актёров, таких как Вера Холодная и Иван Мозжухин.

Ранний киноплакат позволяет нам составить представление не только о прошедшей эпохе, но и о фильмах, многие из которых не сохранились.


Дополнительные материалы:

Лея Лифшиц [Изоматериал] : Страницы печального прошлого : [плакат] / Худож. П. Житков. — Москва : Русск. Т-во. «Москва Рустипо», [1917]. — 1 л. : хромолитогр.; 107×72 см.
Дореволюционное кино России
IZO Р0 XIII.1а № 3/24
Смотреть в Электронной библиотеке

Столичный яд [Изоматериал] : Драма в 5-ти частях : [плакат] / Худож. М. Вернер, грав М. Кальмансон. — Москва : Типо-литография И. С. Фуки, [191—]. — 1 л. : хромолитогр.; 107×71 см.
Дореволюционное кино России
IZO Р0 XIII.1а № 5/8
Смотреть в Электронной библиотеке

Сильный человек [Изоматериал] : Драма : [плакат] / Худож. Г. Алексеев. — Москва : Русск. Т-во. «Москва Рустипо», [1917]. — 1 л. : хромолитогр.; 107×72 см.
В нижнем правом углу изображения монограма ГА
Дореволюционное кино России
IZO Р0 XIII.1а № 4/27
Смотреть в Электронной библиотеке


Десятая лекция. О дореволюционных плакатах, посвящённых Кисловодску

В десятой мини-лекции из цикла «Городская феерия. Закулисье» заведующая отделом изоизданий Любовь Родионова рассказывает о плакатах 1909—1914 годов, посвящённых Кисловодску.

Несмотря на то, что курортов в нашей стране довольно много, у Кисловодска с самого начала его истории была особая судьба, самобытное лицо, неповторимая курортная атмосфера. Поначалу это было обусловлено теми богатствами, которыми одарила Кисловодск природа, а затем своеобразие Кисловодска подпитывалось и усиливалось уже сформированной богатой культурной традицией и налётом респектабельности, которые прочно закрепились за курортом.

В отделе изоизданий РГБ хранится целая серия плакатов, посвящённых Кисловодску, — с 1909 по 1914 год. Благодаря этим плакатам мы можем представить, как менялась курортная жизнь, какие появлялись новые развлечения для посетителей.

Завершение в 1893 году строительства Минераловодской ветки Владикавказской железной дороги дало новый большой толчок развитию курорта. Появление железнодорожного сообщения с Москвой, Петербургом и другими крупными городами страны резко увеличило приток отдыхающих. На рубеже XIX и XX веков здесь развернулось интенсивное строительство отелей, пансионов, санаториев, вилл и дач представителей аристократии, купечества и промышленного класса. Открывались новые рестораны, дорогие магазины, Кисловодск славился своими игорными домами. В 1896 году было завершено строительство крупнейшей в России курортной зоны, в которой разместился оперный театр, первоклассный ресторан, синематограф и зимний сад. Рядом был устроен детский парк с игровыми площадками, зверинцем, детским буфетом и детской сценой. Популярность курорта росла стремительными темпами. В 1910 году он стал функционировать круглогодично, и к 1914 году Кисловодск вышел на первое место в России по посещаемости туристами.

В нашем собрании есть и другие плакаты, которые дают возможность увидеть, как развивалась жизнь, например, в Сестрорецке, в Евпатории, даже в Одессе. Но, пожалуй, Кисловодск наиболее интересен.


Дополнительные материалы:

Кисловодск. 1909 г. [Изоматериал] : Владикавказская Ж.Д. : [Плакат]. — С.-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, [1909]. — 1 л. : хромолитогр.; 101,3×71 см.
IZO Р0 I № 1/4
Смотреть в Электронной библиотеке

Кисловодск. Сезон 1914 г. [Изоматериал] : Владикавказская Ж.Д. : [Плакат]. — С.-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, [1914]. — 1 л. : хромолитогр.; 69×100 см.
IZO Р0 I № 1/3
Смотреть в Электронной библиотеке

Кисловодск. Сезон 1913 г. [Изоматериал] : Владикавказская Ж.Д. : [Плакат]. — С.-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, [1913]. — 1 л. : хромолитогр.; 71,5×101,5 см.
IZO Р0 I № 1/2
Смотреть в Электронной библиотеке


Одиннадцатая лекция. О серии санитарно-просветительских плакатов в фондах РГБ

В одиннадцатой мини-лекции заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова рассказывает о серии санитарно-просветительских плакатов в фондах РГБ. Серия была создана под покровительством Её Императорского Высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской.

Ещё в конце XIX — начале ХХ века деятели земской медицины России пришли к выводу, что в охране здоровья населения невозможно достичь серьёзных успехов без привлечения самого населения. А главным инструментом активизации общества в этом направлении является санитарное просвещение.

Под покровительством Её Императорского Высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской были изданы восемь стенных плакатов, наглядно изображающих различные приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях. Прекрасно изданные, грамотно составленные и снабжённые доступным текстом, плакаты оправдали возложенные на них надежды. На всём пространстве дореволюционной России можно было видеть их размещёнными в школах и казармах, на вокзалах и в больницах. Плакаты встречали хороший приём как со стороны людей не знакомых с медициной, так и среди врачей.


Плакат из книги Генриха Ивановича Турнера «Первая помощь в несчастных случаях до прибытия врача», Санкт-Петербург, 1894. Смотреть в электронной библиотеке

Санитарно-просветительный плакат начала XX века стал естественной частью жизни общества, ненавязчиво осуществляя функции воспитания, просвещения и образования населения, в том числе и гигиенического.


Дополнительные материалы:

Турнер, Генрих Иванович (1858—1941). Первая помощь в несчастных случаях до прибытия врача : С прил. табл. «Яды и противоядия», сост. по проф. Ю. К. Траппу и ст. «Первая помощь при острых внутренних заразных болезнях» д-ра В.В. Кудревецкого / Сост. д-р Г. И. Тернер; Рис. В. П. Шрейбера. — Санкт-Петербург : Изд. Е. И. Выс. принцессы Е. М. Ольденбургской, 1894. — 61 с., 1 л. табл. : цв. ил.; 16.
На обл. авт. не указан
FB A 235/169
FB Δм 900/2229
Смотреть в Электронной библиотеке

История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI — начало XX в.) [Текст] : монография / [Поддубный М. В. и др.] ; под ред. Р. У. Хабриева. — Москва : Изд. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2014. — 244 с. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 978-5-9704-2731-6
Авт. указаны на обороте тит. л.
Здравоохранение. Медицинские науки — История медицины и здравоохранения в дореволюционной России
FB 2 13-75/3

Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного креста.
Открытые письма и другие художественные издания Красного Креста. — 3-е изд. — Санкт-Петербург, 1904. — 96 с.; 15.
На шмуцтит.: Художественные издания состоящего под покровительством Её Императорского Высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской С.-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного креста
FB U 246/249

Анненкова, Эмма Александровна. Ольденбургские: неугасимая свеча добра и милосердия [Текст] : Их Императорские Высочества Евгения и Александр Ольденбургские / Э. А. Анненкова. — Москва : Изд. Дом ТОНЧУ, 2017. — 359 с. : ил., портр.; 25 см.; ISBN 978-5-91215-138-5
История. Исторические науки — Вспомогательные исторические дисциплины — Генеалогия — Россия — Дворянские роды — Ольденбургские
FB 2 17-18/70
AB 9 ©
ABBK 9 ©


Двенадцатая лекция. О культурно-просветительских плакатах в фондах РГБ

В двенадцатой мини-лекции заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова рассказывает о культурно-просветительских плакатах в фондах Российской государственной библиотеки.

Искусство плаката доступно широким массам, его образы понятны каждому, а короткий энергичный текст — лозунг, сопровождающий изображение, — запоминается и призывает к действию. Социальная реклама конца XIX — начала XX века была направлена на изменение сознания общественности, на то, чтобы привить обществу «правильные взгляды». Она выполняла ряд важных функций, но особенно можно выделить функции воспитания и пропаганды, которые впоследствии стали одними из главных задач социальной рекламы советского периода.

Культурно-просветительский плакат — интересное направление, которое живо до сих пор. В фонде изоизданий Российской государственной библиотеки есть прекрасная серия из трёх плакатов, объединённых единой темой — темой борьбы со сквернословием.


Плакат «Срамословье — грязный грех, И не красит разговору : Хоть в зубах, да не орех, И пристойно только вору». — С.-Петербург, 1901 (Издание В. Р. Белокурова). Смотреть в Электронной библиотеке

Это шрифтовые плакаты с запоминающимся текстом, оформленные в едином стиле. Вероятнее всего, такие плакаты висели в досуговых учреждениях и в ночлежных домах — заведениях, предоставляющих ночлег бездомным. Благотворительная деятельность подразумевала, что людей просвещают, помогают им словом, призывают не сквернословить и таким образом меняют их культурный уровень. Просветительские плакаты, которые издавались в конце XIX — начале XX века, вылились в современный социальный плакат.


Дополнительные материалы:

Пустошкин, Василий Федорович. Брань именем диавола и матерным словом. — Петроград, 1914
Читать в Электронной библиотеке

Брояковский, Серапион Серапионович (1862—1938). Против хулиганства, озорства и буйства молодежи. — Киев, 1915
Читать в Электронной библиотеке

Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович (1826—1889). [Cочинения]. Т. 5. Благонамеренные речи
Читать в Электронной библиотеке

Срамословье — грязный грех, И не красит разговору : Хоть в зубах, да не орех, И пристойно только вору. — С.-Петербург, 1901 (Издание В. Р. Белокурова)
Смотреть в Электронной библиотеке


Тринадцатая лекция. Искусствовед Валентина Бялик об архитекторах-плакатистах

Искусствовед Валентина Бялик в пяти лекциях подробно рассказывает о том уникальном материале из фондов РГБ, который был представлен на выставке.

С 1963 года Валентина Бялик работает в Государственной Третьяковской галерее, у неё около 150 публикаций — статей в научных сборниках и альманахах, каталогах и альбомах, специальных и популярных журналах. Основная сфера научных интересов: русское искусство конца XIX — начала XX века, советское искусство и музейная педагогика. Занимается изучением творческого эпистолярного наследия российских художников, много внимания уделяет соотношению моды и изобразительного искусства.

В первой лекции Валентина Бялик рассказывает о зарождении жанра плаката. Плакаты возникли в конце XIX века, и возникли они во Франции. Автором первых печатных плакатов был французский художник Жюль Шере (1836—1932). В 1866 году он открывает в Париже мастерскую печати и графики, закупив в Англии машинное оборудование для печати крупноформатных плакатов и афиш. Шере создал новый художественный стиль плакатного изображения, предтечу искусства модерн. И в этой области работали самые замечательные мастера: Анри Тулуз-Лотрек, Теофиль Стейнлен, Эжен Грассе, Альбер Гийом.


Плакат Ганса Унгера для для органной фабрики Эстей, 1896
Чёрно-белую репродукцию картины, послужившей основой для плаката, можно увидеть в книге «Международная выставка художественных афиш» (1897; Санкт-Петербург) : Exposition Internationale d’Affiches Illustrées : каталог / Императорское общество поощрения художеств. — Санкт-Петербург : [Типолит. Р. Голике], 1897. Смотреть в электронной библиотеке

Что касается России, то мы достаточно быстро догнали Европу. Рубеж XIX—ХХ веков — время, когда можно говорить о плакате Российской империи как о сложившемся виде графического искусства. В то время ещё не было профессии плакатиста, и над созданием афиш успешно работали художники и даже архитекторы. Мы рассмотрим плакаты и афиши таких известных архитекторов, как Лев Кекушев (московская гостиница «Метрополь»), Иван Рерберг (здание Киевского вокзала и здание Центрального телеграфа в Москве), Владимир Маят (вилла Николая Рябушинского «Чёрный лебедь», старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в Москве), Фёдор Шехтель (знаменитый особняк Степана Рябушинского и Ярославский вокзал в Москве).


Плакаты:

Выставка афиш в Строгановском училище : [плакат] / Худож. Л. Кекушев. — Москва : Т-во скороп. А. А. Левенсон, 1897
Открыть в НЭБ

Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля : [плакат]. — С.-Петербург : Т-во Скороп. А. А. Левенсон, 1902
Открыть в электронной библиотеке

Выставка древне-русского искусства открывается 13 февраля 1913 : Императорский московский археологический институт : [плакат] / Худож. В. Маят. — Москва : Т-во Скороп. А. А. Левенсон, 1913
Открыть в электронной библиотеке

Дополнительные материалы:

Плиский, Николай Н. Реклама : Ее значение, происхождение и история. Примеры рекламирования. — Санкт-Петербург : Ф. В. Щепанский, 1894
Открыть в электронной библиотеке

Международная выставка художественных афиш (1897; Санкт-Петербург) : Exposition Internationale d’Affiches Illustrées : каталог / Императорское общество поощрения художеств. — Санкт-Петербург : [Типолит. Р. Голике], 1897
Открыть в электронной библиотеке

Руководство рекламировать. — Одесса : Приложение к журналу «Торговый мир», 1911
Открыть в электронной библиотеке

Искусство рекламировать : практич. рук. для сост. объявлений, реклам, каталогов, проспектов и проч. — Одесса : Изд-во журнала «Торговое дело», 1913
Открыть в электронной библиотеке


Четырнадцатая лекция. Искусствовед Валентина Бялик об афишах выставок

В первой части мини-лекции Валентина Бялик знакомит нас с афишами художественных выставок, которые создавали мирискусники, в том числе вы увидите афишу легендарной выставки русских и финляндских художников. Для мирискусников всегда особенно важна была культура бумажного листа, графическое начало, и каждый их плакат становился произведением искусства. Мы рассмотрим афиши кисти художников Константина Сомова и Михаила Врубеля, Николая Ремизова и Евгения Лансере.

В 1897 году Сергей Дягилев устраивает в Петербурге выставку английских, шотландских и немецких акварелистов, осенью того же года — скандинавскую, а в январе 1898 года — выставку русских и финляндских художников. Все три выставки были первыми вестниками нового художественного объединения «Мир искусства», основателями которого стали Александр Бенуа и Сергей Дягилев. А в ноябре 1898 года реализовалась и их старая мечта — вышел из печати первый номер журнала «Мир искусства».

Читать материал целиком


Пятнадцатая лекция. Искусствовед Валентина Бялик о рекламе книг и журналов

Первая часть лекции посвящена плакатной рекламе книг, журналов и газет конца XIX — начала XX века. Чрезвычайно был популярен в Российской империи журнал «Нива». Издавался он невероятными тиражами в течение 48 лет (с конца 1869 по 1918 год). Над рекламой журнала «Нива» кто только не работал! Валентина Бялик покажет интереснейшие плакаты, призывающие читающую публику подписываться на приложение к журналу. А в 1904 году перестал существовать легендарный журнал «Мир искусства», и ему на смену пришли два совершенно разных журнала: художественный и литературно-критический журнал «Золотое руно» (Москва) и журнал об изобразительном искусстве, музыке, театре и литературе «Аполлон» (Санкт-Петербург).

Вторая часть лекции посвящена автомобилям и автомобильным выставкам. Первая международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта распахнула свои двери в мае 1907 года в Санкт-Петербурге, в Михайловском манеже. Первый российский автосалон был проведён на высоком уровне, и вся автомобильная пресса Европы с восторгом отметила на своих страницах это событие. Именно этой выставкой было положено начало активной автомобильной жизни в Российской империи.

Читать материал целиком


Шестнадцатая лекция. Искусствовед Валентина Бялик о рекламе товаров, кинематографа, благотворительности

В первой части лекции искусствовед Валентина Бялик показывает множество рекламных плакатов промышленных товаров, парфюмерной продукции и кондитерских изделий. В начале XX века в деловом мире становится всё более и более популярным использовать в целях рекламы плакат. В России возникает целая отрасль промышленности, занятая исключительно изготовлением плакатов, появляются художники, отдающие свой талант на служение этому искусству. «Задача плаката — привлечь к себе внимание зрителя, поразить его чем-нибудь необыкновенным, небывалым, чем-нибудь слишком жестоким или слишком мягким, чем-нибудь, что подействовало бы на его нервы, заставило бы его запомнить рисунок плаката вместе с адресом фирмы, его выпустившей», — читаем в брошюре «Руководство рекламировать» (1911).

Во второй части лекции Валентина Бялик подробно останавливается на плакатах благотворительных организаций. Кружечный сбор — вид массового сбора денег на благотворительные цели — в России устраивали с конца XVIII века. Поначалу жестяные кружки с крышкой и прорезью для монет ставились при входе в храмы, а в XIX веке их стали также размещать в местах оживленной торговли, в помещениях железнодорожных вокзалов, в государственных и общественных учреждениях. Кроме стационарных кружек на рубеже XIX—XX веков стали использоваться и переносные. С ними ходили сборщики во время массовых благотворительных акций, например в День белой ромашки и День красного яичка.

Читать материал целиком


Семнадцатая лекция. Искусствовед Валентина Бялик о плакатах времён Первой мировой войны

Последняя лекция цикла посвящена плакатам времён Первой мировой войны (1914—1919). Война началась 1 августа 1914 года между двумя коалициями, восемью государствами Европы — Германией, Австро-Венгрией и противостоявшими им Великобританией, Францией, Россией, Бельгией, Сербией и Черногорией.

Как и в европейских странах, в Российской империи начало военных действий было ознаменовано взрывом патриотических настроений. Одной из основных форм массовой пропаганды становится военный плакат. Многие художники сочли своим долгом принять посильное участие в подъёме патриотического духа русского народа. Мы увидим замечательные плакаты кисти Константина Коровина и Виктора Васнецова, Николая Самокиша и Леонида Пастернака, Абрама Архипова и Степана Мухарского, Бориса Кустодиева и многих-многих других.

Читать материал целиком


Восемнадцатая лекция. Любовь Родионова о плакатах, посвящённых балам начала XX века

В последней, восемнадцатой, мини-лекции заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова рассказывает о плакатах, посвящённых балам начала XX века.

Балы — неотъемлемая часть городской культуры XIX столетия. На балах не только танцевали, но и играли, сплетничали и философствовали. Различные сообщества, учебные заведения, землячества организовывали свои балы. В России сезон балов начинался осенью и продолжался всю зиму, до начала Великого поста. В остальное время года балы устраивались по особым случаям.

Читать материал целиком

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться